search
top

Александр Шаганов: «У меня большие претензии к сегодняшним авторам»

Внимание!!!
Чтобы не пропустить важные публикации, подпишитесь на еженедельную рассылку или вступите в группу "Интаргико" в VK!

«Александр Алексеевич Шаганов — легендарный поэт – песенник. Многие не знают, что именно он написал всем известные строки: «Выйду ночью в поле с конём». И это не единственная популярная Песня на его стихи. «Тополиный пух», «Кукла Маша», «Атас», «Девчонка-девчоночка» и множество других. Но, не смотря на такую популярность его песен, Александр Алексеевич очень добрый, открытый человек, излучающий душевное тепло. И сегодня он поделится своим секретом создания песенных хитов.

— Александр Алексеевич, очень много Ваших песен стали хитами. Раскройте свой секрет успеха. Как рождаются хиты?

— Я всегда хотел сочинять именно песни, и чтобы они были напевные. Я сочиняю свои строки, напевая их. Незамысловатый мотив, часто очень похожий на один и тот же. А всё остальное очень сложно объяснить. Почему одна песня становится популярной, а другая – нет? Думаю, что в момент самого сочинения просто нужно вдохновение, и тогда всё получится.

— Расскажите поподробнее о своей самой первой популярной песне. Что это за песня? Кто её исполнил и когда?

— Это «Владимирская Русь» в исполнении группы «Чёрный кофе», написанная в далёком 1985 году. Я тогда был совсем молодым студентом. Это была рок-музыка, в то время очень популярная среди молодёжи. Песня вышла огромным тиражом, и именно она определила то, чем я и занимаюсь по сей день. Я придумал эти строчки:

Деревянные церкви Руси
Перекошены древние стены
Подойди и о многом спроси
В этих срубах есть сердце и вены
Заколочено накрест окно
Молчаливо убого убранство,
Но зато старым стенам дано
Мерить душу с простым постоянством.

Я не думал, что в дальнейшем это станет песней, а просто сочинял книжные стихи. Но мой соавтор — Дима Варшавский, обратил на них внимание. И эта песня в исполнении ребят вошла во все хит-парады той эпохи. Вот такой был мой первый успех.

— Как родились эти строки?

— Я шёл по городу и сочинял их. Это было как воспоминание. «Владимирской Русью» я назвал, обозначая малую Родину своего отца. Мой род по отцовской линии — он из-под Суздаля, а именно из Владимирской губернии. И всегда, когда я умозрительно обращаюсь к своему детству или отрочеству, передо мной зримо встают хорошо знакомые картинки, и вдохновение как-то само приходит. С этими краями связано и сочинение песни «Выйду ночью в поле с конём». Это как момент обращения. Пойма реки, поля, уходящие в горизонт.

— Песню «Выйду ночью в поле с конём» в исполнении группы «Любэ» многие считают народной, не подозревая, что на самом деле автором слов являетесь Вы. Поделитесь своими ощущениями по этому поводу. Не обидно, что не все знают автора?

Александр Шаганов и Николай Расторгуев

Александр Шаганов и Николай Расторгуев

— Кто-то говорит: «О, это такое счастье, когда твою песню считают народной!» На самом деле счастья в этом очень мало. Что означает «народная»? Это значит, что, условно говоря, ничья. То есть автор остаётся без авторитета. А вот если бы люди знали, что эти строки придумал конкретный человек, вполне себе здравствующий, то у этого человека было бы больше возможностей. А то вечно приходиться что-то объяснять. Вот так уж укоренилось в сознании народа. Если Вы у десяти человек спросите, кто автор этой песни, то все они скажут, что эта песня народная из далёких веков. Но как так происходит, не знаю. Это мистика.

— Александр Алексеевич, при написании текста Вы можете сразу ему дать оценку: сложится ли у него хорошая судьба или же он так и останется пылиться в столе?

— Над нами всегда есть некое провиденье, как я говорю в сторону автора: «Улыбка небес». Если хотите удивить бога, расскажите ему о своих планах. Но просчитать всё до конца и сказать однозначно — нельзя. Это стечение обстоятельств: исполнение, текст, музыка, которой он потом обрастёт — какая будет судьба у этих строчек. Но в целом всё, сочинённое с порывом, с вдохновением, обязательно найдёт внимание слушателей. Я в это верю. Может быть, не сразу. У одних песен долгая дорога, другие сразу «выстреливают». Нужно верить в свою звезду. Многие сочиняют — у них сразу не получается, они на каком-то этапе сходят с этого кросса и перестают верить в себя. Нужно просто понять, что там у тебя происходит. Почему ты считаешь свои стихи не такими хорошими? Почему они до сих пор не звучат? Может, что-то зависит от тебя, и просто нужно помочь своим стихам? Поискать соавторов, попробовать продвинуть эти строки. Но некоторые сразу отчаиваются: «Мои строки не поёт звезда». Ну, не поёт. Мои тоже не пели. В 90-е годы песни, которые я сочинял, звучали в исполнении групп «Чёрный кофе», «Любэ», «Иванушки», в исполнении Дмитрия Маликова – это были никому неизвестные, а зачастую и ненужные артисты. И мы вместе проходили эту дорогу. Так и хочется сказать авторам: вы найдите молодых ребят, и вместе увлеченно проходите этот путь. А потом успех, который придёт, будет более весом. Он будет сделан вашими руками.

— Что, по Вашему мнению, важнее в песне: цепляющие слова, музыка, исполнение или же аранжировка?

— Конечно же, чтобы все эти составляющие совпали. В принципе, нет «больших» песен, которые переходили из поколения в поколение с плохой поэзией. То есть у них у всех хорошая поэзия. У слушателя очень внимательное отношение к словам в песне. Поэтому важно всё. Но есть огромное количество песен в бардовской культуре — песни под гитару, где мелодия может быть совсем незамысловатой, но всё же это песня, потому что там всегда хорошие стихи. Я не знаю песен, где были бы: прекрасная мелодия, аранжировка, но какие-то, так сказать, глуповатые слова, слабая рифма, стихи с плохой ритмикой, и чтобы эти песни надолго полюбились. Всё-таки, наверное, вначале было слово.

— Как найти своего человека – компаньона в создании песни?

— Я был моложе, ходил на все концерты и каким-то образом знакомился с музыкантами, показывая свои стихи. Помню, мне было 14 лет, и к нам в пионерский лагерь на танцы приехала играть музыкальная группа. Я подошёл к гитаристу и сказал, что пишу стихи. «Не могу ли я их Вам показать? Можно ли взять Ваш номер телефона?»- обратился я к этому парню. И он мне дал свой номер телефона. Нужно спрашивать людей. Никто вас не укусит. Спустя время я ему позвонил. Как оказалось, на тот момент он уже был на профессиональной сцене, играл в ансамбле Игоря Иванова, исполнителя песни «На французской стороне». Это был очень популярный исполнитель в то время. У них даже состоялся концерт в Лужниках. И мой знакомый сказал: «Ты приезжай в Лужники, только пораньше, и покажешь». И я поехал. Он меня встретил на служебном входе. Был большой концерт, где выступали мощнейшие телевизионные звезды, такие, как «Земляне». Я подошёл к гитаристу из этой группы — Игорю Романову, и говорю: «Здравствуйте! Я пишу стихи». До концерта два часа — им делать нечего, они слоняются за кулисами. И я показал свои стихи. С Игорем мы дружны до сих пор. Мне тогда было 16 -17 лет, а они — уже состоявшиеся артисты. Для них я был юнцом. Они проявили ко мне доброжелательность, но не более того. Никто особо там не ждёт. Тогда я переключился на самодеятельность. Мой товарищ после окончания 8 класса пошел в техникум, и у них образовалась какая-то группа, которая тоже играла на танцах. С ними было попроще — они же сверстники. Я показал им свои стихи, и они сделали песню. Потом появились какие-то общие знакомые. Гитары друг другу одалживали, струны. Возникла цепная реакция. Так я познакомился с Димой Варшавским, тоже моим ровесником. Тут есть один очень важный момент: если ты написал песню, на которую обратили внимание, то она, как локомотив, вытащит всё твоё творчество, и тебя сразу же заметят. Ведь исполнителей огромное количество, а автор — штучный вариант. Нам нужно просто проклюнуться, как росточку, и затем поливать этот росточек каждый день. Я рассказал, как было у меня. У кого-то всё по-другому. Но, в любом случае, нужно гореть желанием.

— Стоит ли автору при поиске исполнителя кидаться в омут с головой, или же здесь нужен чёткий план действий?

— В жизни обязательно возникает какой-то случай. Он всегда дается как в футболе. У футболиста за матч возникает как минимум два момента. И нужно быть к этому готовым. В данный момент, например, я без предложений сниматься в кино. Но я всегда нахожусь в спортивной форме. Хожу в спортзал, чтобы организм был готов. Обязательно возникнет какой-то момент. Сейчас я перехожу из одного возраста героя в другой. Там режиссер меня еще пока не видит. Но я готов. А то вдруг позвонят, а ты не в форме.

— Как реагировать на многочисленные отказы?

— Сколько раз мне говорили: «Приходите завтра, а лучше — никогда». Сколько раз я это слышал. Просто нужно понимать, что сейчас такое время, когда у состоявшихся артистов уже свой сложившийся репертуар, и они не очень-то хотят приобретать что-то новое. Тем более, что им в это нужно вкладываться: аранжировка, запись. Также они зачастую не очень расположены к какому-то новшеству. А у молодых авторов наоборот нет возможности. Просто нужно искать своего человека. И если у тебя 250 отказов, то надо всё проанализировать, чтобы понять, кто именно отказал. Если это звёзды, то я уже высказал свою позицию, а если эти люди — композиторы, которые пытаются что-то найти и отказывают, то следует повнимательнее ознакомится с их творчеством – может, они сами не очень талантливы, а ты к ним стучишься. Но если ты находишь своего соавтора, как в моем случае с Матвиенко и другими ребятами, то вы становитесь, как две половинки одного целого. Таких соавторов не бывает много. Также можно самому придумать незамысловатую мелодию и попробовать записать. Песня -это самый демократичный вид искусства. Если для того, чтобы снять кино, тебе нужны актёры и так далее, то здесь тебе нужны лишь листок бумаги, вдохновение и человек, который владеет студией. Ты уже можешь записать свою песню и поделиться ею в узком кругу. Всё остальное зависит только от тебя. Конечно, кому-то везёт больше, а кому-то меньше, но в любом случае отчаиваться не нужно.

— Что Вы посоветуете неизвестному автору: дарить свои шедевры или брать за них хотя бы незначительное финансовое вознаграждение?

— Дарить. Если что-то долго не складывается, а ты ещё предусматриваешь финансовую составляющую за своё творчество, то нужно понимать: мир так устроен, что ты полжизни работаешь на свою фамилию, а потом она работает на тебя. И вначале ты должен просто о себе заявить. За один миг никакой супербизнес ты не сделаешь. Ну, что ты будешь говорить: «Мои стихи стоят 3, 5, 10 тысяч рублей?» Может быть, это и правильно. Но если ничего не получается, и никто не купил ни за две тысячи, ни за три тысячи? Предлагаешь за 100 рублей. И за 100 не берут. То говоришь, что ты их даришь, но с обязательным условием — песня будет записана. А если нет, то я подарю стихи другому исполнителю, потому что мне нужно о себе заявить. А потом всё это, как снежный ком, начинает работать в другую сторону.

— По Вашему мнению, что важнее — талант или упорство?

— Когда человек, безусловно, талантливый – талант упрощает всё. Но много ли талантливых людей, у которых абсолютно всё легко получается? Я что-то не знаю таких. В основном это упорство, старание, самообразование, поиск самого себя, воплощение. Вот это всё — важнее. Что такое талант? Когда взял и сразу всё написал. Написал – прекрасно! А если не получилось? Значит, уже нужно прикладывать усилие, переделывать. Хорошо, когда есть и то, и другое. Взять, к примеру, графоманство: люди пишут стихи на свадьбы, дни рождения. Причём, такие, где нет ни рифмы, ни чего-то нового. А есть настоящие таланты, которые владеют словом и живут поэзией. Но в их жизни всё, как того хотелось бы, не складывается, и это уже момент судьбы.

— Вы начали сотрудничать с исполнителями много лет назад, и сотрудничаете с ними до сих пор. За это время что-то изменилось?

— На сегодняшний день приходит новая стилистика песенного жанра, где, к сожалению, песенной поэзии становится всё меньше. У меня большие претензии к сегодняшним авторам, потому что всё это — мелкотемье. Песни рифмуют по последней букве. Мне бы хотелось, чтобы в песне было больше чувственности, больше порыва от сердца и больше техники.

— Если брать именно момент сотрудничества поэта-песенника с исполнителями, что было лучше в 80-е, 90-е, а что — сегодня?

— Это такой исторический момент. В то время я был помоложе. А дорога на ярмарку всегда интереснее дороги с ярмарки. В принципе, в написании песни я уже всё доказал самому себе. Меня сейчас больше увлекает стилистика романса, более связанная с возрастной песней. Мне кажется, тогда было больше романтизма. Сейчас же самое главное шоу — бизнес. Шоу и бизнес. Заработок. И мы раньше хотели заработать. Но артист эстрады тех лет был более исповедальный. Со сцены можно было сказать то, что не услышишь по телевизору и не прочитаешь в газете. В первую очередь я имею ввиду творчество Высоцкого. Ты мог свою творческую душу воплотить через творчество. А сейчас современный исполнитель свою душу пытается всячески монетизировать, мне так кажется. Но это всё временно. Я думаю, что настанет время, когда снова придут авторы и исполнители, способные к исповедальности. Ведь зритель именно этого и ждёт. А они вышли на сцену, и ты, смотря на них, понимаешь, что люди пришли заработать на тебе и твоём внимании.

— Помимо множества исполнителей, которые исполняли и исполняют песни на Ваши стихи, Вы также сами их исполняете. Как и когда пришло осознание того, что нужно петь?

— Я плотно занимаюсь песней, и мне хотелось понять и этот опыт — опыт человека, который стоит у микрофона. Влезть в шкуру исполнителя. Вообще я себя не готовил к тому, что выход на сцену будет большой составляющей. Всегда думал, что я буду вести уединённый образ жизни, сочинять. Но жизнь заставила. Я очень благодарен моему товарищу — Серёже Парамонову. Я плохо исполнял свои песни, вообще никак. А он со мной позанимался, и я вошёл во вкус. В этот момент я вижу проявление себя, и это очень радует.

— Гастролируете ли Вы с концертами по стране? Как обычно встречает Вас публика?

— У меня нет гастрольного тура, как у большинства артистов. Это творческие встречи, которые я отражаю во Vkontakte. Их не много. Если бы люди знали, что автор песни «Выйду ночью в поле с конём»- это Александр Шаганов, то они бы приходили на мои концерты чаще и с большим одушевлением. А так в основном никто не знает. Шаганов? Ну, написал какие — то песни… Это упущение в моей жизни. Сапожник без сапог. У меня нет своего шлягера, который бы звучал из моих уст. Но у меня есть огромное количество авторских песен, и для зрителя — это тоже интересно. Я всегда говорю другим: «Вот Вы автор. Ну, Вы попробуйте быть ещё и исполнителем. Если у Вас есть хоть две песни – спойте их под минус. Пусть даже это будет небольшая аудитория в библиотеке. Но Вы вступите в этот процесс».
Композитору легче — у него со школьной скамьи музыкальная школа. Поэту-песеннику сложнее — он музыке не обучался. Ну, может быть, в школьном хоре пел. Но он волей-неволей живёт песней. У него же и напевность есть.

— А что делать, если не у всех поэтов-песенников есть голос?

— Ну, что значит — нет голоса? У Есенина есть строчки: «Как лягушка, но по-свойски пой». Да, безусловно, голос важен, но есть же ещё тембр, мелодекламация. Автор свои строчки может даже не петь, а исполнять.

— Александр Алексеевич, Вы также пишите картины. Давно ли? И как Вы к этому пришли?

— Это моё новое увлечение, к которому я пришёл три года назад. Я, как начинающий художник, испытываю те же самые чувства, как тот 16-летний подросток, который писал свои первые стихотворения. Я заново прохожу эту дорогу сомнений. И если начинающий художник, то это не значит, что плохой. Просто начинающий. Естественно, я никогда не смогу рисовать, как выдающиеся Левитан или Саврасов. Это просто один из способов рассказать о себе. Как всякому начинающему человеку, мне интересно сразу всё. И у любого начинающего, который только взялся за какое-то творческое дело, есть самое главное чувство — он горит этим делом. В 16 лет я был готов писать сразу по три стихотворения. Ты ходишь по бульварам и паркам и сочиняешь. И мир тебя радует, потому что ты в творческом порыве. Потом, с годами, это проходит. И это счастье, если автор на протяжении всей жизни испытывает юношеский порыв. Но так бывает не всегда. В какой-то момент наступает определенная пресыщенность. Ну, напишешь очередную песню, которая станет популярной, потом ещё одну и ещё. А живопись мне даёт возможность снова вернуться к тем истокам творческого горения и порыва. У меня и выставки проходят, и другие художники благосклонны к моему творчеству, потому что этому я отдаюсь с душой.

— На сегодняшний день Вы можете назвать себя счастливым человеком? Что именно делает Вас таковым?

— Да, конечно. Счастье — оно такое. Человек не может быть постоянно счастливым. Могут и тучи на небе появляться. Но в целом я счастливый человек, потому что я прохожу жизнь со своей юношеской мечтой. А именно — сочиняю песни и занимаюсь творчеством. Это и есть счастье.

Беседу вела Ольга Стулова

Дорогой читатель!

Если прочитанное интервью было для Вас интересным и полезным, поддержите, пожалуйста, наш проект! Благодаря Вашей поддержке мы сможем подготовить ещё больше интересных, полезных людям материалов.

Также Вы можете подать заявку на интервью с Вами.

Искренне благодарим Вас за интерес к проекту! Вместе мы сделаем «Интаргико» ещё многограннее и полезнее!


Комментарии:

Один комментарий to “Александр Шаганов: «У меня большие претензии к сегодняшним авторам»”

  1. Анастасия:

    Ааа, какая ностальгия! Клёвые песни! Огромное спасибо за интервью!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

top