Николай КУЗНЕЦОВ: «ТВОРЧЕСТВО ДОЛЖНО СТРЕМИТСЯ К ВЕЧНОМУ»
Внимание!!!
Чтобы не пропустить важные публикации, подпишитесь на
еженедельную рассылку или вступите в группу "Интаргико"
в VK!
«Что обычно радует писателя? В чём сокрыт глубокий смысл творчества? Кто такой поэт и каков его путь? На эти и многие другие вопросы отвечает санкт-петербуржский прозаик и поэт Николай Кузнецов.
— Николай, что Вас, как поэта, радует?
— Я рад, если моё творчество может кого-либо привлечь — ведь это необходимо для любого пишущего, коль скоро он желает, чтобы его мысли были доступны для тех, ради кого эти самые мысли и рождаются, и живут. Я пишу «в стол» вот уже много лет. Ещё не публиковался серьёзно. Правда, в 2011 году один мой рассказ был напечатан в санкт-петербургском журнале районного значения, а также было две публикации в сборниках призёров и победителей конкурса «Проба пера». Теперь же, когда имею больше готовых произведений, я хотел бы вывести их в свет, и надеть на себя одежды уже более активного оратора.
— В чём смысл творчества? В возможности самовыражаться, или есть ещё что-то?
— Дело здесь не просто в каком-то самовыражении, хотя, разумеется, и без него тут не обошлось. Я не думаю, что нагое самовыражение, самовыражение само по себе может быть по-настоящему интересно и полезно. Творчество же должно, как мне думается, стремится к вечному и к нахождению когда-то утраченной истины. А потому оно должно так или иначе обнимать собою всех (либо многих), выражать общие интересы… Это совершенно не значит, что произведения искусства должны иметь обязательно лежащий на поверхности смысл, какую-то суперзлободневность. Они могут быть просто красивы, и доставлять эстетическое удовольствие, что тоже имеет свой смысл — и порой весьма глубокий…
— Что Вы думаете о своем творчестве?
— Я ничуть не претендую на то, чтобы мои речи с трибуны искусства были признаны. Каждый из нас ошибается… Я был бы очень рад, если мои произведения смогли бы помочь кому-нибудь в жизни… Именно для этого собираюсь начать более активно публиковаться, и горячо надеюсь, что могу предложить людям нечто достойное.
-А о своём стиле?
— Я пишу и стихи, и прозу. Нашёл ли я свой стиль? Я бы не сказал, что в этом отношении в настоящий момент строго следую некой определённой траектории. Хотя, конечно, стиль мой уже более или менее сформирован. Имеется в виду, что я уже не ищу свой стиль, а пишу вполне осознанно. У меня, думается, можно найти любимые приёмы. Люблю символизм и авангард вообще. Вместе с тем, люблю и классику, и те древние произведения искусства, которые были незаслуженно забыты и теперь возрождаются. Вообще, мои вкусы разнообразны. Для меня главное в любом произведении — смысл и жизненность.
— Кто такой поэт, в Вашем понимании?
— Моё твёрдое убеждение: быть настоящим поэтом научиться невозможно. Им можно только родиться. Это касается и других людей искусства. Правда, это вовсе не значит, что все настоящие поэты чуть ли не с малолетства пишут стихи. Я бы даже сказал, что поэт — это не тот, кто слагает рифмованные строчки, хорошо подгоняя их под некий ритм, а тот, кто пытается теми самыми строчками донести до читателя открывшуюся ему истину, неизменно пользуясь средствами выразительности, облегчающими понимание мысли. К числу таких средств можно отнести лёгкость и крылатую воздушность. Как, впрочем, и туманность, что, конечно, тоже полезно, если употребляется в меру.
— Каков путь настоящего поэта?
— Поэт — обычный человек, но чувствует всё гораздо острее, и способность анализировать у него выше. Он всегда живёт с нами, никогда не отрешается от каких-либо чувств — для него это просто невозможно. Вероятно, именно дети Поэзии и кажутся нам порой ближе и понятней, чем некоторые представители прозаической философии… Путь настоящего поэта — простая человеческая жизнь, поиск истины взорами собственной души. В конечном итоге, поэт не может молчать, ибо чувствует необходимость рассказать всем то, что он нашёл, поделиться с другими неким благом или крикнуть во весь голос о каких-то заблуждениях…
— Расскажите о музыкальном мире в Ваших стихотворениях.
— Из личного творчества более всего мне дороги «Сонеты Арпеджионе» и «Болгарские мотивы». Над первым из названных произведений я работал почти девять месяцев, и за это время успел окунуться в чудесный мир, который раскрывает соната Шуберта. А вот стихотворения из цикла «Болгарские мотивы» слагались у меня практически на ходу — или, во всяком случае, довольно легко. Они довольно точно передают мои ощущения и мысли. Хотя, признаюсь, некоторые из них всё же не могут в полной мере отразить произошедшие вокруг меня события, а являются лишь неким собирательным образом, помогающим мне выразить мысли.
— Над чем Вы сейчас работаете?
— У меня есть несколько незаконченных вещей, к которым я время от времени возвращаюсь. Среди них два романа, одна небольшая повесть. Наиболее интенсивно сейчас я работаю над пародией на одно произведение периода раннего средневековья, которое называется «Пир Киприана». Ещё начал очередной стихотворный цикл, в котором я пытаюсь сделать некую зарисовку человечества, его деятельности в процессе поиска истины.
— Кто Вам близок по творчеству?
— Из современных авторов достаточно близким в плане творчества я могу назвать недавно почившего американского фантаста Рэймонда Дугласа Брэдбери. Мы с ним близки в том, что читателю не нужно навязывать своё мнение, а, напротив, необходимо писать так, чтобы читателю хотелось самому найти смысл произведения. Писать намёками, иногда оставляя впечатление какой-то незаконченности произведения — вот, что мне нравится в стиле этого мастера, чему я хотел бы научится.
Беседу вела Мария Чопей. Февраль 2015 года.
Материал взят из архива ОО ЛМО «Мир творчества», все права на который принадлежат Артёму Аргунову.
Дорогой читатель!
Если прочитанное интервью было для Вас интересным и полезным, поддержите, пожалуйста, наш проект! Благодаря Вашей поддержке мы сможем подготовить ещё больше интересных, полезных людям материалов.
Также Вы можете подать заявку на интервью с Вами.
Искренне благодарим Вас за интерес к проекту! Вместе мы сделаем «Интаргико» ещё многограннее и полезнее!
Согласна с Николаем, что научиться быть поэтом невозможно. Можно и нужно оттачивать своё мастерство и навыки. Но для того, чтобы их оттачивать нужно родиться с поэтическим мышлением.