Александр Ралот: «Каждый человек обязан приносить пользу обществу».
Внимание!!!
Чтобы не пропустить важные публикации, подпишитесь на
еженедельную рассылку или вступите в группу "Интаргико"
в VK!
«О запретных темах и значении читательского мнения, о вдохновении и роли литературы в жизни, о том, как чаще всего происходит творческий процесс, рассказывает краснодарский писатель и публицист Александр Ралот.
— Александр, расскажите немного о себе.
— Родился я в Краснодаре, в очень далёком пятьдесят четвертом году прошлого века. В семьдесят седьмом году закончил Политех по специальности «Сказки Шахеризады», то есть № 1001 — «Хранение и технология переработки зерна». Почти полвека имел дело с зерном, ну и мукой, конечно. По сему знаю о ней родимой всё. И о хлебе почти всё. Моя покойная матушка пережила голод тридцатых годов — у неё пухли от голода ноги. Вот она мне и посоветовала идти на «зерновой факультет». А я любил химию — до одури, до самозабвения. Вот и выбрал себе специальность, где было полным полно и того, и другого. Специальность позволила мне объехать полмира, побывать во многих странах. И наш бывший Союз нерушимый исколесил изрядно, от Средней Азии до Сахалина. Строил элеваторы, мельницы и в пустыне, и на берегу Тихого океана.
— Хотелось бы непосредственно перейти к Вашему творчеству и сразу задать такой вопрос: есть ли темы, которые Вы никогда не стали бы затрагивать в своих произведениях?
— Я что-то таких не знаю. Осторожно отношусь к политике. Наверное, это просто не моё.
— Насколько важно для Вас мнение публики?
— Конечно, важно, даже очень! Не бывает театра для актёров, а паровоза — для машиниста. Писатель творит для публики, для неё, родимой. Вот здесь, как говорится, собака порылась. Хочется нести в массы возвышенное, вечное. А многим читателям приключения с убийствами подавай и «клубничку». Угождать такой публике я не намерен. Но вот писать о жизни, — такой, какая она есть, без прикрас, просто обязан.
— Есть ли у Вас главный критик, на суд которого Вы отдаёте все свои произведения, или им является сама публика?
— Конечно, есть. А как-же? Это прежде всего моя семья. Супруга и уже взрослые дети. Сильнее их меня не разносит ни один редактор! Слова : «Ничего, пойдёт!..», «Нормуль!», «А почему так мало? Давай, пиши дальше!» — для меня высшая похвала. У нас в доме сложилась многолетняя традиция: за обеденным столом, я читаю им свои «вирши», выслушиваю их замечания и пожелания. Кстати, госпожу Крулевскую придумала моя дочь Даша. Я предполагал, что главным героем должен стать старичок-следователь. А она настояла на том, чтобы в книге фигурировала элегантная, всегда со вкусом одетая женщина-прокурор. Поднадоела изрядно, но супруга говорит: «Если с Крулевской что-то сделаешь, готовить себе будешь сам!».
Очень ценю критику своих коллег по перу. Один раз в месяц мы собираемся в библиотеке. Там на посиделках каждый — даже начинающий писатель или просто посторонний читатель, — имеет право голоса. И обязан высказывать только то, что ему не нравится в тексте!.. Скажу вам — здорово помогает. Ведь читатель совершенно не обязан вкушать то, что вы насочиняли. Увлечь его, заинтересовать, научить — и есть наша нелёгкая миссия.
— Как Вы можете охарактеризовать роль творчества в своей жизни?
— Очень большая. Я — какой-то странный пенсионер. Меня совершенно не волнуют огородные дела. Копаться на грядке — не моё. Да и к футболу отношусь совершенно равнодушно, как и к пивным или иным алкогольным посиделкам. Мой батя закончил Фабрично-заводское училище, т. е. имел семь классов образования, но слыл среди нашего Горогородского люда большим книгочеем. В свой единственный выходной (тогда выходной был только в воскресенье, и то не всегда!) он отправлялся в нашу знаменитую Рощу на книжный рынок. А мы с братом ждали его возвращения, бросали все игры и мчались к нему, что бы заглянуть в кошелку — чего он там новенького принес почитать?! Любовь к книге у нас традиционно семейная. Читали все: покойные отец и мать, и мы с братом, конечно. Привили эту любовь и нашим детям. И вот сейчас, когда появилось свободное время, я стараюсь сделать так, чтобы и современное поколение проводило вечера не за бутылкой алкоголя, а за познанием чего-то нового или незаслуженно забытого старого.
— А как давно Вы пишете? С чего всё началось?
— Ой, уже довольно давно. Пожалуй, лет десять. Однажды мой сынуля вернулся из школы и заявил, что получил по истории четыре, и вообще история — это ерунда! Ведь известно, что она никого ничему не учит… Я историю любил (и люблю) не меньше чем химию. Будучи школьником, прочитывал весь учебник ещё летом, задолго до учебного года. Взял его учебник, почитал — действительно не интересно. Прямо скажем: плохо написано, абы как. Тогда я стал к каждой главе, к каждому параграфу готовить небольшие исторические загадки. Для того, чтобы разгадать их, надо было как минимум открыть Википедию или порыться в интернете. И пошло, и поехало,. Мои загадки начали гулять по всемирной сети, и, что удивительно — под разным авторством. Пришлось открыть страничку на Proza.Ru там сейчас более семидесяти моих исторических загадок.
— Как приходит идея нового произведения, как появляется сюжет?
— Первый свой сюжет вынашивал в голове целый год, всё боялся изложить его на бумаге. Но однажды редактор одного журнала раскритиковал мою загадку. Это ещё ладно — я не весть какой автор. Но он не знал историю моего города!.. Сей факт добавил в кровь адреналина, и главное — у меня возникли черты отрицательного героя. Рубикон был перейден. Появилась первая повесть. А потом посыпались письма — читатели настойчиво требовали продолжения. Все мои друзья в один голос твердили: «Ну, как там твоя Крулевская — замуж не вышла?» Так и получилось, что моя героиня живёт теперь совершенно самостоятельной жизнью, а я только записываю её новые приключения.
— Опишите, пожалуйста, обычный день из Вашей жизни.
— Встаю очень рано, часов в пять. Пишу до одиннадцати. И на этом все! После обеда только правка, обработка и тому подобная мало интересная работа. Очень много времени занимают, скажем так, общественные дела — участие во всякого рода литературных и культурных мероприятиях. Но это важная и нужная работа! Каждый человек просто обязан приносить пользу обществу, в котором он живёт. К тому же, лично мне такая нагрузка только в радость.
— Влияют ли на творчество переживания? Насколько сильно влияет на Вас окружающая действительность?
— Конечно! А как же? Я ведь не в пустыне живу. Кстати, открою вам « страшную тайну»: моя новая повесть будет называться «Дервиш», и некоторые сцены будут происходить именно в Кызыл-кумах. Много лет назад мне довелось провести в тамошних местах изрядное количество очень непростых дней.
— Что бы Вы хотели пожелать нашим читателям?
— Дорогие читатели, любите своих близких. Не то, что преднамеренно, но старайтесь даже нечаянно не обидеть своих половинок, своих детей, своих кровинушек. Любите свой край, свою малую родину. Без наших малых родин не бывает одной большой — общей. Постарайтесь узнать у ваших бабушек и дедушек (дай Бог им здоровья!) о своих предках, о том, как они жили и чем занимались. Помните — без прошлого не бывает будущего!
Беседу вёл Lucky Soul. Март 2018 года.
Материал взят из архива ОО ЛМО «Мир творчества», все права на который принадлежат Артёму Аргунову.
Дорогой читатель!
Если прочитанное интервью было для Вас интересным и полезным, поддержите, пожалуйста, наш проект! Благодаря Вашей поддержке мы сможем подготовить ещё больше интересных, полезных людям материалов.
Также Вы можете подать заявку на интервью с Вами.
Искренне благодарим Вас за интерес к проекту! Вместе мы сделаем «Интаргико» ещё многограннее и полезнее!
Совершенно верно подмечено, что «не бывает театра для актёров».Всем творческим людям обязательно нужен свой зритель или читатель ( в зависимости от рода деятельности). Именно своя аудитория обеспечивает прекрасное чувство нужности и востребованности.То чувство, когда ты понимаешь, что твоё творчество приносит пользу, что оно точно кому-то нужно и, что от тебя ждут новых творений. Всё это,безусловно, вдохновляет. Это те самые необходимые и очень главные элементы творческого процесса.
Да, безусловно, активный читатель необходим автору как воздух. Без читателя тоска и отчаяние (особенно, если писатель делает лишь первые пробы пера) практически обеспечены. И крайне важно, чтобы автор, положа руку на сердце, мог твёрдо сказать, что его творчество действительно приносит пользу людям, а не играет низменными страстями, что он пишет, искренне желая поделиться своим жизненным опытом, наблюдениями, умозаключениями, а не исключительно ради денег.