search
top

Людмила Клочко: «писать стихи и быть поэтом -это не одно и то же.»

Внимание!!!
Чтобы не пропустить важные публикации, подпишитесь на еженедельную рассылку или вступите в группу "Интаргико" в VK!

«Какой автор стихотворений не может называться поэтом? Что общего между искусством и искушением? Чем искусство отличается от творчества? На столь сложные вопросы отвечает известная белорусская поэтесса, стихотворения которой неоднократно публиковались на страницах таких популярных изданий как «Нёман», «Новая Немига Литературная», «Южное Сияние», «Наш Современник», «Идель», «Нева», «Белая вежа», «Зарубежные записки», «Юность» и «Литературная газета», член Союза писателей Беларуси — Людмила Клочко.

— Людмила, что для Вас значит быть поэтом?

— Знаете, писать стихи и быть поэтом -это ведь не одно и то же. Хотя, одно без другого неосуществимо. Многие авторы как раз избегают этого слова — «поэт». Я не избегаю.

— Как думаете, почему? Это сильно обязывает?

— Думаю, что именно так.. К тому же, не всегда понятно, кто поэт, а кто — нет. Не любую же запись в рифму можно назвать гордым именем поэзии. В этом слове витает что-то неуловимое. Поэтому и определения твёрдого дать чему-то воздушному я лично не могу. Но мне кажется, что где-то внутри человека всегда живёт точное понимание себя самого. Каждый хорошо знает, кто он есть на самом деле. И тут уже верь этому, не верь, обманывайся — но никуда не денешься от себя. Каждый знает — кто он. Не каждый в это верит… Ведь такое душевное обнажение (даже перед самим собой) — это всегда очень интимно.

— Искусство и искушение, какая между ними для Вас взаимосвязь?

— Искусство произошло от искушения… Вот и связь.

— Разве искусство — это не творчество?

— Человек творческий хорошо это поймёт: когда тебя до того тянет что-то сделать, что устоять не возможно. Берёшь — и пишешь. Берёшь — и создаёшь. Поддаёшься искушению, так сказать…

— Теперь понятно, что Вы подразумеваете под искушением.

— Искусство для меня намного шире творчества.

— А можете объяснить это более подробно?

— Могу.:) Творчество — это особое мышление. Как только человек освобождается от рамок, создаёт что-то… это творчество. Человек творит — т.е. создаёт . Тут есть ещё и большая доля мастерства (но мастерство — это ещё более узкое понятие. Простое умение, я бы сказала). А искусство — это уже глубина творчества. Эмоциональный отклик вызывает именно высокое искусство.

Бывает, такая очевидная вещь сказана, или написана на картине… А тронет на всю жизнь! Лично во мне есть эта тонкая грань. Творчество вызывает радость, удовольствие. А искусство я отличаю внутренним отзывом. Эмоциональной дрожью. Когда воспринимаешь что-то — и удивляешься! Удивляешься человеческому разуму и душе, создавшей это. Вот например, оформитель свадеб — это же творческая профессия. И взгляд у него художественный и вкус, но нельзя же сказать, что это человек искусства. Должно быть создано что-то новое. Персональное. При этом — вызывающее душевный отклик.

Людмила Клочко

Людмила Клочко

— А что нужно для того, чтоб вызвать столь необходимый душевный отклик? Какие Вы используете, так сказать, средства?

— Я не использую никаких средств, как раз-таки 🙂

— Как-то же ведь удаётся затрагивать сердца людей?

— Однажды я услышала, что нужно заниматься самовыражением, а не самоутверждением. Стараюсь не отпускать этой фразы. Просто я не ставлю цель — затрагивать сердца. Я хочу писать хорошие стихи. Вот цель. И если мне это удаётся — то удаётся и всё остальное. Если нет — то никакие специальные средства не помогут. Во всяком случае — ко мне это не применимо. Самовыражением, кстати, можно заниматься только за счёт своих внутренних ресурсов. Самоутверждением — за счёт каких-то инородных «средств». А значит — я стараюсь развивать себя.

— Какое влияние испытывает Ваше поэтическое искусство?

— Влияние жизни :). Важно, что читать, на что смотреть, куда идти… Но! Как мне кажется, самое важное — что обо всём этом думать.  Грубо говоря,все мы находимся примерно в одной и той же среде, переносим различные обстоятельства жизни. Но воспринимаем всё, как известно, по-разному. Вот и стихи формируются из того, что у тебя в голове. Всё ведь связано. Нужны внешние факторы, чтобы возникали какие-то мысли и реакции. Но какие это будут мысли — не известно. Они будут индивидуальные! Этим и интересны… А потом напишутся эти самые индивидуальные стихи — и окажется, что они близки и понятны многим. И много кто узнает себя или прочувствует что-то исключительное. Но когда пишешь — такой цели нет. Мне кажется, поэту вообще всё равно, что скажут о нём. Всем приятно, когда тебя хвалят. Но если не хвалят — это не должно задевать. Не должно быть такого стремления: понравиться. Стремления должны быть, но другие…

— А если представить, что, например, в будущем в школьном учебнике по литературе будут Ваши стихи, что бы Вы хотели чтоб о них написали?

— Чтобы их не учили наизусть — а то возненавидят 🙂 Там должно быть написано: «Для чтения, а не для заучивания» . Мне кажется, что детям совершенно всё равно, что будет написано в этом учебнике. Стихи должны тронуть. Сами стихи.

— С кем из знаменитостей (всех времен ) Вы б смогли себя ассоциировать?

— Вы знаете, я уже давно избавилась от желания себя с кем-то ассоциировать. Даже наоборот — стараюсь этим не увлекаться. Есть люди, чьё творчество я очень тонко чувствую. Это Марина Цветаева, Владимир Маяковский, Фёдор Достоевский, Сальвадор Дали, Альберт Эйнштейн, Фаина Раневская… Возможно, если бы я встретилась с кем-то из них в реальной жизни — я была бы разочарована. Такой возможности, к счастью, нет:) Поэтому я очарована!

— А с кем из поэтов (имею ввиду мужчин) Вы б согласились пойти на свидание? Может, слишком неординарный вопрос, но общаясь с Вами , что-то подобное и хочется спросить.

— …и тут я начала фантазировать!:)

— Интригуете:)

— С Пушкиным не пошла бы — он женат…:) А если серьёзно, то только с Цветаевой.

— Чем она так Вам близка?

— Своим умением любить. Душу. Смотреть — сквозь. Я не смогла сейчас вспомнить ни одного поэта-мужчину, который в моём понимании смог бы хотя бы приблизиться к такому миро-и человекоощущению. Но дело ведь не в половой принадлежности. Как раз — в её отсутствии.

— Какие были у Вас награды на поэтическом поприще?

— Лауреат литературной премии Минского городского отделения Союза писателей Беларуси «Открытие года — 2013» в номинации «Поэзия» за книгу стихов «На пару слов…». Обладательница Диплома второй степени X Межвузовского литературного форума им. Н.С. Гумилёва «Осиянное слово» (Переделкино, г. Москва — 2013). Лауреат 1 степени в номинации «Автор текста» четвёртого межрегионального фестиваля авторской песни «Музыка Сердец» (г. Нижний Новгород — 2014). Ещё некоторые, менее значимые для меня… В 2012 г. стала победительницей Минского городского литературного конкурса, посвящённого 130-летию со Дня рождения Я. Купалы и Я. Коласа в номинации Поэзия (возрастная категория до 25 лет). В 2013 г. заняла третье место в Республиканском конкурсе молодых поэтов «Мы рождены для вдохновенья» в рамках V Международного фестиваля русской поэзии в Республике Беларусь «Созвучье слов живых», посвящённого 1150-летию славянской письменности.

— Каким образом они повлияли на Вашу жизнь?

— Это своего рода ступени. Я не придаю слишком большого значения победам. Но сам процесс участия в литературных форумах, обсуждениях… Это может повлиять одной своей атмосферой. Есть большая разница: выступать перед обычной аудиторией, или перед аудиторией, в которой каждый — пишет. Хороший опыт. Но самое важное — это уровень мероприятия. Если вокруг тебя сильные поэты или хорошие критики (что не всегда бывает), то обязательно что-то вынесешь для себя важное.


Беседу вела Мария Чопей. Июль 2014 года.
Материал взят из архива ОО ЛМО «Мир творчества», все права на который принадлежат Артёму Аргунову.

Вам тоже есть что сказать по этой теме? Дайте интервью!
Нравятся наши материалы? Станьте спонсором "Интаргико"!


Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

top