search
top

Алексей Григорьев: «Истинная причина упадка современного искусства — это бездуховность»

Внимание!!!
Чтобы не пропустить важные публикации, подпишитесь на еженедельную рассылку или вступите в группу "Интаргико" в VK!

«Почему поэзия, оторванная от православной духовности, лишена будущего? В чём преимущества поэта, имеющего музыкальное образование, в сравнении с остальными коллегами по перу? Отвечает на эти и другие вопросы поэт и композитор Алексей Григорьев.

— Алексей, как Вы начали сочинять стихи?

— Всё начиналось с музыки, как не странно. Академической. Готовился поступать на композиторское отделение, но не сложилось… Очевидно, что у словесной речи и музыкального интонирования много общего: ритм, размер фраз, интонирование. Музыка, собственно, и начиналась когда-то со слова, т.е. с пения или распевного речитатива. Не случайно символ поэзии — это лира. Вспомните и псалмопевца Давида, использовавшего псалтирь и гусли. В общем, как-то незаметно мелодия переросла в слово.

— Как дальше сложилась Ваша жизнь?Какую Вы выбрали профессию?

— Дальше всё пошло совершенно в другую сторону, далёкую от творчества. Всё же музыка, особенно композиция, требует профессионального отношения. Это занятие не предполагает наличие второй профессии. Да и с исполнением собственных опусов приходилось изрядно возиться: искать исполнителей, если произведение писалось для каких-либо составов. Зато заложенные во время учебы основы музыкальной композиции помогают не только слышать чужую музыку и сочинять свою, но и применять этот навык в других областях, в том числе и поэзии. Насколько это у меня получается, судить читателям.

— Вы  пробовали под свои стихи сочинять музыку?

— Нет. Это другой жанр. То немногое, что я перекладывал на музыку, это стихи китайских поэтов и Есенина.

— Чем для Вас дорого творчество Есенина?

— Это то, что Пушкин называл: «Здесь русский дух…» Это больше про ранние стихи Есенина. Он черпал образы для них напрямую из фольклора, деревенской жизни. Он сам был носителем, источником этих образов. В отличие от городских поэтов, косивших под деревенщину. Впрочем, как и я сам: стихотворение «Бродень» написано под есенинским влиянием.Но мне за это ничуть не стыдно.

— То есть, Вы не боитесь кому-то подражать, быть на кого-то похожим?

— Всё же намеренное подражание и влияние — это разные вещи. Стараться вобрать в себя опыт предшественников — это то, на чём и учатся поэты, ибо иных университетов у них нет. А подражать можно разве что только намеренно, упражняясь в стилизации, которая в музыке, например, не считается такой уж зазорной.

— Чьим мнением Вы особо дорожите?

— Профессионалов.Но только настоящих. В отличие от музыкальной сферы, в поэзии их почти нет, или не осталось…

— Как думаете, с чем это связано?

— Это почти философский вопрос. Меняется жизнь, точнее её ритм. Нет спроса на сложные, требующие вдумчивого подхода произведения. Двухчасовая симфония Малера явно не соберёт только же слушателей, как какой-нибудь поп-музыкант… Бродского до сих пор винят в том, что он сочинял слишком длинно и занудно. Может быть, но в противовес ему появились поэты-однодневки, не утруждающие себя изучением стилей, да и просто элементарной теорией…Общество потребления диктует спрос на легкоусвояемую пищу.

— А люди ведь всё те же, как и в прошлые века. Мне кажется, если была бы у них возможность, как у современных, иметь доступ к огромным разновидностям услуг, товаров и т.д., они бы накапливали ничуть не меньше. Как думаете, может, мы зря так преувеличиваем могущество общества потребления? Может, истинная причина в другом?

— Истинная причина — это бездуховность. Вернее, понижение духовного накала. Когда у людей нет границ в поведении, нет авторитетов, рано или поздно их интересы (помимо простых материальных, которые не зазорны) будут опускаться из головы и сердца всё ниже и ниже, пока это не начнёт вызывать обратного эффекта. По крайней мере, я очень надеюсь, что это произойдёт. Вы заметили, что сейчас не принято называть вещи своими именами? Сказал: «аборт», и уже не так страшно убить собственного ребёнка. Сказал: «Они просто ещё не нашли свою половину», — и приняли блуд. Извините уж за морализаторство, но всё незаметно вытекает из потери основных ориентиров. Один святой сказал: «Если Бог будет на первом месте, всё остальное само встанет на свои места». Добавить к этому просто нечего. В таком состоянии людям сложно сосредоточиться на вещах, требующих вдумчивого подхода и отнимающих свободное время.

— Что Вы скажете о поэзии будущего?

— О поэзии будущего. Ближайшего, конечно… Здесь опять уместно провести параллель с музыкой. Кого из ныне живущих академических композиторов вы могли бы назвать? Из последних, наверное, Шостаковича, Свиридова, может, вспомните А. Шнитке. Далее эта цепь как будто прерывается. Почему? Музыка зашла в некий идейный тупик. Использованы практически все возможности нашей 12-и тоновой системы. Смешение стилей, микрохроматика, электронные шумы. Что делать дальше: повторяться или продолжать эксперименты, результаты которых будут понятны все менее узкой группе специалистов?

В поэзии происходит одновременно что-то похожее и при этом современные поэты совершенно не используют весь потенциал русской словесности. Исключение: Бродский.Он объединил в своем творчестве разные стили, эпохи, переложив их на современный язык. Но большинство «сочинителей» просто эксплуатируют выработанную классиками стилистику в её самых примитивных вариантах, даже не стараясь использовать всё богатство поэтики (а ведь это целая наука!), апеллируя к тому, что, если стих хороший, то всё остальное – неважно… Но это, как минимум, непрофессиональный подход. Оттого большинство современных поэтов звучит тускло (представьте, что композиторы будут сочинять только вальсы или только марши – и приводить такое же оправдание). Возьмите же любой сборник того же Бродского (Цветаевой, Мандельштама): что ни стих, то смена размера, интонации, схемы рифм. Особенно – Пастернак. Ведь он начинал как композитор! Иногда это звучит непривычно для слуха, может быть, тяжело для восприятия, но это и есть развитие слова. Когда-то и Пушкин был в диковинку, но именно он ввёл разговорный язык в поэзию.

Одним словом, современная поэзия ещё не исчерпала классическое наследие в возможности его применения на современный лад. Но при этом язык более ограничен в средствах выражения, чем музыка. Поэтому звуковые эксперименты в духе Крученых не имеют серьёзной перспективы в поэзии, в отличие от музыкального авангарда.

Что же до меня, то часто смущает в современных поэтах почти полное отсутствие понимания о форме (как композитора в прошлом, который строил любую фразу с оглядкой на её будущее развитие), развитии мысли и его смыслового завершения. Мысль, не успев толком появиться, уходит в никуда… Наверное, это то, что я сам стараюсь избегать в своём творчестве. Надеюсь, что небезуспешно…

— Вы посвящали кому-то свои стихи?

— Да, но это были грустные посвящения… Хотя, не только. Есть Письмо одному поэту (Бродскому, подразумевается). Но адресат не назван там по имени. Он легко угадывается, в том числе и по скрытой цитате из его стихотворения.

— Где вы публикуете свои произведения? Есть ли они в печатных изданиях?

Кое- что выходило в Питерском журнале «Вокзал». А так — в основном в интернете. Во VKontakte и  на Stihi.Ru — там наиболее полная подборка.

Беседу вела Мария Чопей. Сентябрь 2014 года.
Материал взят из архива ОО ЛМО «Мир творчества», все права на который принадлежат Артёму Аргунову.

Дорогой читатель!

Если прочитанное интервью было для Вас интересным и полезным, поддержите, пожалуйста, наш проект! Благодаря Вашей поддержке мы сможем подготовить ещё больше интересных, полезных людям материалов.

Также Вы можете подать заявку на интервью с Вами.

Искренне благодарим Вас за интерес к проекту! Вместе мы сделаем «Интаргико» ещё многограннее и полезнее!


Комментарии:

Один комментарий to “Алексей Григорьев: «Истинная причина упадка современного искусства — это бездуховность»”

  1. Ольга:

    Полностью согласна с Алексеем. К сожалению, в наше время зачастую происходит обесценивание ценностей и упадок морального поведения в обществе современного поколения. Что касаемо поэзии, то я считаю, что сейчас есть много талантливых и перспективных поэтов, знающих всё законы стихосложения и грациозно их применяемых. Конечно, встречаются и такие, которые далеки от этих знаний. Поэтому просто нужно знать где и какие обитают) На ресурсе Стихи. ру, как раз считаю, что среди обилия поэтов, сложно отыскать хороших…

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

top