search
top

Гульшат Абдеева: «Сказка — это способ закатать как в консервную банку мудрость и опыт»

Внимание!!!
Чтобы не пропустить важные публикации, подпишитесь на еженедельную рассылку или вступите в группу "Интаргико" в VK!

«Кто из нас в детстве не любил сказки? Думаю, что многие их любят до сих пор. Ведь сказка – это особенный мир. Мир, в котором замирает время и где не существует возраста. Это мир добра, где всё невозможное становится возможным. Сегодня мы познакомимся с талантливой писательницей из Башкирии, творчество которой пронизано теплом и волшебством одновременно. В ее книгах живут мудрость, семейные ценности и свет надежды. От её сказок мир читателя преображается и на душе становится светлее.

— Гульшат, когда Вы написали самое первое произведение? В каком жанре оно было?

— Самую первую сказку я написала в четыре года, она называется: «Сказка про кота, короля и вазу». Нарисовала к ней иллюстрации, обложку, сложила альбомные листы пополам и скрепила изолентой. Книжка все ещё хранится в моих архивах.

— Когда к Вам пришло осознание того, что нужно все свои мысли записывать на бумаге? Что или кто Вас к этому подтолкнул?

— Примерно тогда же, когда я написала первую сказку, помню пришла мысль «Я же тоже так могу». Тоже, это про сказки других авторов, которые мне читали вслух. Ещё до школы я очень полюбила серию «Волшебник Изумрудного города», обожала сборники стихов советских поэтов и прозу из серий издательства «Детгиз». Чуть позже полностью погрузилась в мир цикла «Хроники Нарнии». Свои первые истории я наговаривала на кассету и, думаю, именно на них и равнялась, пусть и неосознанно.

— Почему именно сказки? Наверное Вы в детстве, как и большинство детей, верили в волшебство?

— Сказка — это переплавленный реализм: те же герои, приключения, перипетии, но через призму древнего взгляда на мир. Через архетипы, сказания, притчи. Сказка — это способ закатать как в консервную банку мудрость и опыт. Что может быть интереснее, чем отправить послание на тысячелетия вперёд?

— Чем Вы зачитывались в подростковом возрасте?

— Я выросла на русской классике, на советской детской фантастике, на сказках и легендах. Обожала «Хроники Нарнии», все книги Владислава Крапивина, раз и навсегда полюбила «Детство Никиты» Алексея Толстого.

— Были ли у Вас наставники либо люди, полностью поддерживающие Вас в самом начале творческого пути?

— Моя бабушка Янбаева Ляля Имамовна, школьный библиотекарь Людмила Николаевна, писатели Владислав Крапивин, Туве Янсон.

— Поддерживаете ли Вы до сих пор с кем-то из них отношения? Как бабушка сейчас относится к Вашему творчеству?

— Я сама нашла Людмилу Николаевну в социальных сетях пару лет назад, она покупает внучке мои книги и это невероятно приятно! Бабушки не стало из-за ковида, но мы всё равно близки по-прежнему, я чувствую её радость, когда случается что-то хорошее. Очень часто вижу во сне, так я узнала, что фраза «близкие нас никогда не покидают» оказалась не утешением, не метафорой, а правдой. Бабушка была педагогом от Бога, её ученики несли ей цветы на праздники тридцать лет после выхода на пенсию, а теперь приносят на кладбище. Она была очень мудрой, интеллигентной, доброй, любящей. К ней домой постоянно кто-то приходил, потому что всем хотелось побыть рядом, возле неё всё становилось лучше. У бабушки было много талантов, но главные – умение любить и умение умножать твою радость.

— Расскажите о Вашем пути становления, как писателя. О сложностях и путях их решения.

— Я очень долго шла к тому, чтобы мои книги начали издавать. Сотни и сотни моих писем остались без ответа, я получила десятки отказов, порой была острая критика. Но я продолжала писать, учиться, редактировала свои тексты и всегда настраивала себя на хорошее. И однажды я получила первое заветное письмо. Теперь все иначе, уже мне приходится отказывать издательствам, бывает по-всякому. Свою первую книгу я писала, когда сыну было полгода и он днём спал в слинге, а я печатала в телефоне сказку. Отправила ее в несколько издательств, не получила ответа как обычно. А в октябре отправила сразу во все и уже через месяц получила предложение о публикации. Выход первой книги — это незабываемое событие! Страничка на Лабиринте, первые отзывы… И до сих пор случается много таких первых книг, но теперь это первая книга в издательстве мечты, первая книга любимого жанра и так далее. Поэтому радости становится только больше. И отзывы по-прежнему ждёшь с трепетом.

— Сколько примерно времени уходит на написание одной книги?

— Я пишу примерно полтора авторских листа в месяц, когда работаю над романом. Могу писать два-три, если текст не сильно большой и его нужно сдать в срок в издательство. Если никуда не тороплюсь: три-пять тысяч знаков в день. И тут ответ зависит от жанра: на полный цикл романа с планированием и редактурой уходит пять-шесть месяцев.

                                                                 

— С какими издательствами Вы сотрудничаете в данный момент? Почему выбор пал именно на них?

— Их выбор пал на меня, потому что раньше я была готова почти на всё, а теперь рада, что среди моих издательств есть три, с которыми я хочу работать всегда-всегда. Все называть не буду, скажу только, что я в восторге от работы и качества книг в Мозаике, а еще полностью моё-моё – Эксмодетство. Очень откликается и подход к работе, и тексты, и обложки.

— На что стоит обратить внимание при заключении договора с издательством? Какие здесь могут быть подводные камни?

— Срок издания (в течение какого периода издательство обязуется выпустить книгу) — если у издательства есть нехорошая в этом плане репутация. Условия выплаты гонорара: когда и как. На какой срок, какие передаются права.

— А на какой срок и какие именно права можно передавать изданию?

— Какие права — решать автору, некоторые издательства согласны только на определенные условия и тут уже писатель решает, подходят они ему или нет. Например, передавать права на экранизацию можно Эксмо, потому что они активно продвигают авторов в этой теме. А передавать эти права тем, кто этим не занимается, мне кажется несправедливым. Про срок — тут тоже зависит от издательства и согласен ли автор. Сейчас в среднем это от 5-7 лет.

— Вы показываете или читаете кому-нибудь свои свеженаписанные произведения до их публикации?

— Бета-ридерам – спасибо им за такую помощь. Раньше всегда отдавала литературному редактору, но в последнее время правок становилось так мало, что пока вычитываю сама и сразу отправляю в издательство.

— Как Вы организовываете рабочий процесс с бета-ридерами?

— Пишу на страничке пост, что закончила рукопись и, если кто-то хочет прочитать её до редактора, буду рада. В начале я обычно обменивалась с кем-то текстами, и мы вычитывали друг друга, сейчас я не успеваю, к сожалению, поэтому зову тех, кому интересно прочитать и дать обратную связь. К моему счастью, таких людей обычно от десяти до двадцати человек.

— Чья оценка для Вас наиболее важна? И почему?

— Детей и подростков – читателей. Моих редакторов. Последних – потому что всё зависит от взаимоотношений редактора и автора. Именно из их дружбы, общих взглядов рождаются лучшие книги, будущие бестселлеры. А оценка детей – это всегда искренне и от того ещё страшнее. Они моя главная аудитория, цель моего труда писать для них, поэтому их оценка самая важная.

— В основном Ваша аудитория какого возраста? Можете дать ей краткую характеристику?

— Я пишу для дошкольников, учеников средней школы и подростков. Сосредоточусь скорее всего в будущем на последних или на грани между средней и старшей школой: на возрасте моего внутреннего ребёнка. Мои читатели умные и искушенные читатели, которым родители собирают библиотеку. Дети задают важные вопросы и я вижу, что у них пытливые умы и отличное чувство юмора.

— Правда ли, что авторы, пишущие детские сказки, по-другому воспринимают реальность и видят то, что не видят обычные люди?

— Думаю, да. У меня совершенно волшебные друзья, счастливые, особенные. На это не влияют жизненные трудности: детские писатели просто хороши, они добрые, светлые и оптимистичные. И это лучшие черты моих друзей.

— Какие бы советы Вы дали молодым авторам, которые только встали на этот путь и дезориентированы в большом и сложном мире творчества?

— Постоянно повышать своё мастерство: писать, редактировать, читать хорошие современные книги. Изучать рынок, узнавать кто что печатает. Быть честным с собой и идти в глубину.

Беседу вела Ольга Стулова.

Вам тоже есть что сказать по этой теме? Дайте интервью!
Нравятся наши материалы? Станьте спонсором "Интаргико"!


Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

top